Мунхэ Цыбиков. История Эгитуйского дацана

Мунко Цыбиков родился в 1908 году в местности Турхул Витимского сомона Хоринской думы в семье бедного скотовода из рода Батанай племени хори.

В восемь лет был отдан в хувараки Эгитуйского дацана «Дамчой Рабжелинг». В юном возрасте ему довелось встретиться с Цанидом Хамбо ламой Агваном Доржиевым, который во время своего пребывания в Эгитуйском дацане сказал в отношении Мунко Цыбикова следующие пророческие слова: «Он будет оказывать большую помощь людям».

Молодой послушник Мунко Цыбиков терпеливо постигал глубины учения Будды, изучая буддийские трактаты, тайную тантру, тибетскую медицину, буддийскую философию. В 1930 году он защитил ученое звание «гэбшэ», что примерно равняется кандидату буддийской философии — первой духовной степени.

Репрессии в отношении лам

В 30-е годы в Бурятии, как и по всей стране, начались репрессии. Под жернова репрессивных органов попало духовенство. В 1936 году Эгитуйский дацан был закрыт, а ламы, оставшиеся на свободе, разъехались по улусам.

Не исключением стал и гэбшэ лама Мунко Цыбиков, который после закрытия дацана устроился работать печником в колхозе имени Карла Маркса (с.Эгита), в селах Булаганск и Поперечное Еравнинского района.

Разоблачение контрреволюционной ламской организации в феврале-марте 1938 года является второй волной репрессий, когда были вскрыты остатки существовавшей в Еравнинском аймаке контрреволюционной организации. По этому делу было арестовано 27 человек, из которых 24 были ламами Эгитуйского дацана. Суд над ними, в числе которых был и Цыбиков, произошел в апреле 1939 года. Его обвинили по статье 58-10 ч.1 (за контрреволюционную деятельность) и сослали на золотодобывающий рудник «Сеймчан» (Колыма) в Магаданской области, где он провел на каторжных работах 22 года.

Из рассказа Бато Дашиева, племянника Пандито Хамбо ламы Мунко Цыбикова: «Моя мама рассказывала, что в лихую годину зимой Мунко-уеэлэ постучался к нам ночью. Занавесив плотно окна, затопили печь, его накормили и снабдили кое-какими продуктами. Отдохнув немного, он ушёл на север, в тайгу… ». «Нас, лам, хотели уничтожить, — рассказывал позже Мунко Цыбиков. — Как загнанные звери, мы метались по улусам. Стало трудно, опорой была только родня. Тогда я решил уйти в баунтовскую тайгу и там затеряться, но через некоторое время был пойман и эпатирован в следственный изолятор».

За плечами — 22 года лагерей

Мунко Цыбиков провел в сталинских лагерях целых двадцать два года! Он сумел не только выжить в суровых условиях Колымы, но и спасти десятки людей от верной смерти, успевая в короткие колымские летние дни собирать лекарственные травы для заключенных. Его жизнь полна страданий, но, тем не менее, он сумел не только сохранить веру в учение Будды, но и укрепить ее в своем сердце и в сердцах других людей. Достойно вынеся выпавшие на долю невзгоды, он сумел увидеть на своем веку и уничтожение дацанов и других святынь, и расстрелы, и лагеря, а после — постепенное возвращение буддизма, начало его возрождения в конце прошлого века.

По рассказам, Мунко Цыбиков в лагере пользовался особым авторитетом не только как лекарь, но и человек с ярко выраженными лидерскими задатками. Именно эти качества поспособствовали его возвращению из ада, в котором он сумел спасти многих своих сотоварищей.

В 1959 году, вернувшись из заключения, по рекомендации Жалсана-габжи, известного как Урняанай-лама, он был зачислен штатным ламой в Иволгинский дацан. В 1962-м был реабилитирован. С 1963 года занимал пост шэрээтэ ламы Иволгинского дацана. Среди населения и верующих пользовался авторитетом как искусный эмчи-лама.

ХХI Пандито Хамбо лама

В 1989 году он был избран на пост председателя ЦДУБ и Пандито Хамбо ламы. Его жизнь тесно связана с буддийской святыней — Зандан Жуу (Сандаловым Буддой), единственной прижизненной статуей Будды Шакьямуни, вывезенной из Китая в 1910 году во время боксерского восстания соржо ламой Эгитуйского дацана Гомбо-Доржо Эрдынеевым. Именно Пандито Хамбо лама Мунко Цыбиков и стал тем человеком, которому удалось вернуть святыню в Эгитуйский дацан из Одигитриевского собора в Улан-Удэ, где она находилась на протяжении всей советской эпохи.

В 2008 году был построен Дворец Зандан Жуу, в настоящее время Сандаловый Будда находится в нем. Считается по поверьям, что на выбранной священной реликвией Зандан-Жуу земле предвещается расцвет буддизма. Паломники со всего мира приезжают в Эгитуйский дацан поклониться и почувствовать непередаваемую энергетику святыни…

В его бытность Пандито Хамбо ламой были восстановлены традиции хуралов в Тункинском, Кижингинском, Эгитуйском дацанах, а также в 1991 году заложены основы для восстановления традиционного монастырского образования, открыта буддийская школа на базе Иволгинского дацана в местности Тапхар для подготовки священнослужителей.

Хамбо-лама Мунко Цыбиков ушел из жизни в 1992 году. В память о нем в Эгитуйском дацане возведен субурган «Намжал Чоден», а также в селе Домна субурган «Бадма Сэсэг».
7 июля 2012 года в местности Турхул под руководством XXIV Пандито Хамбо ламы Буддийской традиционной Сангхи России Дамбы Аюшеева прошел молебен «Рамнай» субургана, посвященного ХХI Пандито Хамбо ламе Мунко Цыбикову.

В 2013 году в Турхуле построена юрта — гостевой дом, ежегодно проводится культурно-спортивный праздник «Обоо тахилган».

Бадма-Ханда Жанчипова, ветеран педагогического труда.
Эдуард Будаев, член Союза журналистов России.
Газета «Бурятия».

Pin It

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>